«Билет среднего ценового сегмента сейчас продается гораздо хуже, чем несколько лет назад»

«Билет среднего ценового сегмента сейчас продается гораздо хуже, чем несколько лет назад»

«Билет среднего ценового сегмента сейчас продается гораздо хуже, чем несколько лет назад»

Билетный оператор «Кассир.ру» с июня через Федеральную антимонопольную службу (ФАС) пытается заставить «Яндекс» ограничить продвижение собственных сервисов в поисковой выдаче. С тех пор к претензиям к «Яндексу» присоединились несколько крупных интернет-компаний из других отраслей, включая «Авито», 2ГИС, ЦИАН и ivi. О борьбе с российским интернет-гигантом “Ъ” рассказал основатель и гендиректор «Кассир.ру» и владелец корпорации PMI, включающей также промоутерский и девелоперский бизнес, Евгений Финкельштейн.

— ФАС рассматривает жалобу «Кассир.ру» на действия «Яндекса». По вашей версии, поисковик использует доминирующее положение, продавая билеты через «Яндекс.Афишу» с помощью виджета в выдаче, но не предоставляет такой возможности другим операторам. Были ли переговоры между «Яндексом» и компанией?

— Мы неоднократно обращались к «Яндексу», объясняя, что несправедливо, когда покупатели ищут в поиске, например, театр Маяковского или Театр наций и напротив ссылки на официальный интернет-ресурс появляется кнопка «Купить билет», которая переводит на виджет продажи билетов «Яндекс.Афиши». Один раз компания нам ответила, довольно пространно. После этого мы были вынуждены обратиться в ФАС. Периодически, когда другие участники рынка обращались по этому вопросу в администрацию президента, виджеты быстрой покупки исчезали, но потом снова появлялись.

— Что вы намерены предпринимать дальше?

— Сначала мы стали контактировать с другими крупнейшими участниками билетного рынка, которые разделяют и поддерживают наши претензии к «Яндексу». Потом эта проблема стала расширяться на другие рынки. Мы будем дальше доказывать, что действия «Яндекса» по отношению к своей дочерней компании «Яндекс.Афиша» противоречат антимонопольному законодательству, в ФАС и при необходимости пойдем дальше в суд.

Есть риск, что ФАС не найдет нарушения. На моей памяти ФАС ни разу не предъявляла антимонопольных претензий к «Яндексу» — претензии предъявлялись к Google. Изначально нам говорили, что «Яндекс.Афиша» будет помощником и другом для билетных операторов, а он стал агрессивным игроком этого рынка, так как стал заключать прямые контракты с организаторами мероприятий. То, что сейчас происходит с его стороны,— это тупо выжигание рынка. Мы лидер рынка, мы останемся. Что касается других игроков — они не смогут продолжать работу в таких условиях. В результате, если это не остановить, вся индустрия, подобно рынку такси или доставки еды, будет выжжена полностью. Все участники рынка, которые также сталкиваются с виджетами быстрой покупки, тоже считают позицию «Яндекса» несправедливой и готовы поддержать наши претензии, в том числе 2ГИС, «Авито», ЦИАН, Wildberries, Profi.ru.

— Недавно «Яндекс» заявил, что предложит новый рекламный инструмент — то есть за соответствующее место в поисковой строке можно будет заплатить. Сможет ли это уладить конфликт?

— Я был на встрече, которая была организована по этому поводу в июле. На ней мы, в частности, услышали, что «Яндекс» — это не поисковая система, это платформа типа AliExpress, чему я, как и другие участники рынка, был крайне удивлен. Я даже спросил — вы это серьезно? В итоге встреча была ни о чем — нам опять предложили какой-то продукт, он непрозрачный. «Яндекс» в данном случае имеет возможность манипулировать тем, кто увидит то или иное сообщение, поэтому доверия к платной услуге нет.

— Почему «Яндекс» должен отказаться от своих конкурентных преимуществ на билетном рынке?

— В любой цивилизованной стране использование такого доминирующего положения запрещено на законодательном уровне. Еврокомиссия уже оштрафовала Google на €4 млрд за злоупотребление положением при продвижении своих сервисов (речь о штрафе на €4,34 млрд за злоупотребление доминирующим положением устройств на Android в июле 2018 года.— “Ъ”).

— Распространенное мнение заключается в том, что в большинстве отраслей монопольное положение займут экосистемы, и этого не избежать.

— Экосистема может существовать в любом разумном виде, но определенные границы для ее роста должны быть, иначе все превратится в один большой Google или Facebook.

А при монополии ты вынужденно переплачиваешь за некачественную услугу.

Обновление. После выхода материала поступил комментарий от пресс-службы «Яндекса»: «»Яндекс» всегда развивался в условиях жесткой конкуренции с локальными и международными компаниями. Доля »Яндекса» в рунете не превышает 22% и находится в паритете с другими игроками. В поисковой системе »Яндекса» интерактивные ответы показываются только там, где улучшают пользовательский опыт и не создают преимуществ перед другими результатами выдачи. Интерактивные ответы — это стандарт, который используют все известные поисковые системы. Ситуаций, подобных европейским кейсам, на которые ссылаются наши действующие партнеры из »Кассир.ру», на российском рынке быть не может — здесь достаточно игроков в поиске и альтернатив в способах продажи билетов. Поэтому в нашей стране компания, которая перестает эффективно решать задачи пользователя, быстро теряет аудиторию. Мы таким путем никогда не пойдем».

— А как повлияла на рынок покупка МТС билетных сервисов Ponominalu и Ticketland и отмена ими комиссии?

— Никак. Это здоровая конкуренция, которую мы поддерживаем. А когда конкуренцией называют стратегию по выжиганию поля и оставлению всей отрасли без работы, то мы против.

— В прошлом году в число акционеров «Кассир.ру» вошла TCS Group. Как это влияет на стратегию компании?

— Мы стали продавать больше билетов через приложение «Тинькофф», сейчас это около 10–15% билетов, но это только начало пути. Мы входим совместно в проекты, планируем увеличить обороты в сотрудничестве с Тинькофф-банком и нарастить долю на рынке.

— Как сейчас оцениваете долю на рынке?

— Я не могу ее оценить, потому что у нас плохо считают рынок, но оборот компании в 2018 году составил около 11 млрд руб. В этом году мы ожидаем плюс 30%.

Мы планируем наращивать свою долю, в том числе за счет покупки новых игроков. Также мы растем быстрее рынка за счет региональной экспансии и заключения контрактов с площадками. Сейчас не секрет, что «Кассир.ру» заключил договор с Crocus Group на три года и стал официальным продавцом билетов на мероприятия в кассах и на сайте Crocus City Hall.

— Какие планы по покупке новых игроков?

— Мы месяц назад закрыли сделку: я стал стопроцентным владельцем Baltic Ticket Holding (BTH; управляет билетными сервисами в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии.— “Ъ”), раньше у меня было 70%. Мы думаем либо об объединении всех этих структур в единую, либо о продаже прибалтийских активов (уже после интервью белорусские и прибалтийские СМИ сообщили о продаже BTH фонду UP Invest эстонского бизнесмена Маргуса Линнамяэ.— “Ъ”). В прошлом году у BTH EBITDA составила €4,35 млн, оборот — более €100 млн.

— Российский рынок в целом растет?

— Экономика замедляется, курс нестабилен, мы зависим от внешних факторов, прогнозы делать сложно. Думаю, рынок вырастет примерно на 10% по итогам года.

Билет среднего ценового сегмента сейчас продается гораздо хуже, чем несколько лет назад, потому что среднего класса становится все меньше. В каждом концерте остается непроданной часть билетов, которая предполагает стоимость чуть выше, чем самый недорогой билет.

— Что планируете с этим делать?

— Если у людей нет денег, нельзя их заставить купить билет дороже самого недорогого.

Но мы планируем увеличивать количество акций вроде «черной пятницы» и дня театра. Мы также работаем с организаторами, убеждая их снизить цену, если она завышена, и иногда пересчитываем цены, если видим, что определенный вид билетов не продается.

— Бюджеты на промоакции растут?

— Вы знаете, можно тратить сколько угодно денег на промоакции, но концертные билеты — это не килька в томатном соусе и не продукт, который покупается именно по причине наличия скидки. Если человек хочет попасть на концерт Носкова, то он идет целенаправленно на Носкова. Если ты турист в городе, то ты приезжаешь и смотришь, какой сейчас идет мюзикл, выбираешь, зайти в один театр или в другой. Это в любом случае уже целевая аудитория, на которую акции влияют в меньшей степени.

На маркетинг мы тратим больше, но по другой причине — расходы на интернет и контекстную рекламу у нас выросли за год в два раза. Мы убираем бюджеты с традиционной рекламы и больше тратим на рекламу в интернете. Мы вынуждены покупать у лидера рынка «Яндекса» рекламу дороже, и для нас непонятно, как работает закрытый аукцион, который вырастил наши рекламные расходы. При этом странно, что наши расходы начали увеличиваться ровно в тот момент, когда «Яндекс.Афиша» начала заниматься билетами. Цены на контекст для нас выросли где-то на 50%, причем в Google такого роста цен на контекстную рекламу нет.

Участники рынка также обеспокоены, что «Яндекс» может отслеживать наших покупателей через «Яндекс.Метрику», поэтому мы вообще перестали пользоваться «Яндекс.Метрикой» два-три месяца назад, мы пользуемся Google Analytics.

— Вы собираете данные о пользователях?

— Мы сохраняем телефоны, почту, присылаем по электронной почте информацию об отмене мероприятия, если она происходит, и уведомляем о дате мероприятия. Безусловно, мы работаем с нашей базой, таргетируем на нее рекламу и информируем о промоакциях. Мы понимаем, какая аудитория какие билеты покупает, в каждой категории мероприятий выделяем ядро зрителей и думаем, как с ним работать.

В каких-то проектах мы вообще можем не потратить ни рубля на рекламу и при этом продать все билеты за один-два дня. Так было с концертом Билли Айлиш, который недавно прошел с сумасшедшим аншлагом. Есть концерты, на которые рекламные бюджеты в принципе не нужны, например, Rammstein. При этом, конечно, обычно есть вложения в наружную рекламу и рекламу в интернете, но такие проекты продаются за несколько дней и без рекламы.

— Что происходит в регионах, рынок там падает?

— В каждом городе присутствия мы наблюдаем собственный рост от 20% до 200%. После чемпионата мира по футболу 2018 года в России остались стадионы, на которых мы проводим концерты. Например, более 0,5 млн человек купили билеты на стадионы, посетили футбольные матчи и концерты группы «Ленинград». Если на этих стадионах дальше будут проходить концерты, то вместимость этих площадок будет способствовать дальнейшему росту рынка. Несколько концертов на стадионах уже сейчас могут достигать 20–30% всего регионального рынка. Билеты на такие события дешевле, чем билеты в тысячные залы. Регионы привыкли видеть шоу на черном заднике. На стадионах они видят полноценное шоу, которое раньше было доступно только в крупных городах.

— Есть какие-то драйверы роста в регионах помимо стадионов?

— За счет стриминга, YouTube-каналов и роста музыкальной индустрии в России в последние годы в целом артистов, которые выступают, становится больше, во многих регионах появляются музыкальные фестивали, которых раньше не было. И все больше появляется именно туров, когда артисты едут не в один-два города, а сразу во многие, и им интересно работать с билетным оператором, у которого широкая география. Региональные игроки сейчас часто являются и билетными операторами, и локальными промоутерами. Вкладываясь в продвижение неудавшихся концертов, они часто прогорают из-за кассовых разрывов. Поэтому спрос на услуги крупных билетных операторов в регионах растет.

— Что происходит с серым рынком?

— Законы, которые обязали всех использовать онлайн-кассы, существенно снизили его долю. Многие площадки, которые раньше продавали билеты и не отчитывались за это, теперь должны это делать. Серый рынок — это небольшие операторы, которые могут продавать билеты наличными без наценки. Думаю, через год-два это вообще исчезнет. Мы сами говорим артистам, что лучше заплатить налоги, и сами готовы переплатить, чтобы исключить кэш.

— Перекупщики осложняют работу?

— Эта проблема сильно раздута журналистами, по сути, они есть только в Москве и никак не влияют на рынок.

Если бы театры занимались динамическим ценообразованием, этой проблемы вообще бы не существовало. Перекупщики — это абсолютно нормальная вторичная часть рынка во всем мире, если они платят налоги.

Дайте меньше дотации Большому театру, и мы избавимся от нелегальных перекупщиков.

— Вы были партнером холдинга «Русская медиагруппа» (РМГ) в Санкт-Петербурге. Сотрудничаете ли вы с РМГ после того, как она перешла под контроль музыкального продюсера Владимира Киселева?

— Нет, никаким образом больше не сотрудничаем. Мягко говоря, РМГ воспользовалась несовершенным законодательством. Я уже подавал на них в суд и это дело выиграл (в январе 2019 года Конституционный суд частично удовлетворил жалобу господина Финкельштейна, признав неконституционными поправки к закону «О СМИ», запрещающие с 2016 года лицам с двойным гражданством владеть в СМИ долей более 20%.— “Ъ”). Дело в том, что у меня действительно есть второй паспорт, он у меня существовал еще до РМГ. Но я живу и работаю в России 99% времени и в России плачу налоги. Мы сейчас подали новые иски, но, к сожалению, судебная система в нашей стране работает не очень быстро. Уверен в победе.

— Один из ваших проектов — «Театр песни», в число инвесторов которого входила Алла Пугачева. Планировалось, что он появится в Петербурге на Васильевском острове, но власти города отказали в его реализации. Есть ли возможность его возобновления?

— Мы выиграли все суды и прошли очень долгий путь к строительству площадки, которая городу была необходима, но предыдущий губернатор и вице-губернатор, который сейчас успешно сидит, сделали все, чтобы реализовать проект было невозможно: сменили кадастровое назначение этой земли, высотность строения — и на этом месте задуманный проект уже построить нельзя. Это говорит об отношении администрации города к инвесторам, которые что-то хотят сделать, диалога с ней не было, мы от прессы узнавали, что нас лишили разрешения на строительство, например. Сейчас экономическая ситуация не позволяет ни получить дешевые кредиты, ни вложить собственные средства, чтобы реализовать какой-то проект в Петербурге. Мы будем пытаться получить 150 млн руб. в полном объеме, которые в этом проекте потеряли.

— Строить площадки в других городах не планируете?

— Мы рассматриваем возможность запустить подобный проект в Самаре, Кирове. В целом регионы задыхаются без новых театров и концертных площадок. Коммунисты не зря строили столько домов культуры в советские времена. Сейчас часто выходит так, что билет, например, на хор Турецкого в Екатеринбурге или Новосибирске дороже, чем в Москве, из-за того что мало мест в залах.

— Вы готовы входить в такие проекты?

— Да, если это будет СП с частными руками. В идеале концертная площадка должна строиться вместе с торговым центром, гостиницами, тогда она может окупиться. Проблема еще в том, что чиновники в регионах сейчас смотрят на то, как исполнить послание президента, а не как реально улучшить жизнь населения. Также прослеживается тенденция, что частные площадки зарабатывают, а государственные часто убыточны. В той же Прибалтике запрещено, чтобы государство управляло площадкой. Мы были бы за подобный закон в России.

Финкельштейн Евгений Григорьевич

Личное дело

Родился 13 октября 1970 года в городе Фергана Узбекской ССР. После окончания школы уехал в Нидерланды, занимался импортом-экспортом водки, мяса и других продуктов.

В начале 1990-х годов основал в Санкт-Петербурге музыкальный клуб «Планетарий», в котором выступали Scooter, U-96, Robert Miles и другие звезды. В 1998 году создал промоутерскую компанию «Планета Плюс». Первым ее достижением стало приглашение в Петербург группы Depeche Mode в сентябре 1998 года. Затем были гастроли Garbage, Scorpions, Deep Purple, Duran Duran, Whitney Houston, Cher. В 2002 году была образована корпорация PMI («Петербургская музыкальная индустрия»), а Евгений Финкельштейн стал ее президентом. В состав корпорации PMI на данный момент входят: промоутерская компания PMI Show, билетный оператор «Кассир.ру», компания «PMI-Девелопмент», «Институт красоты на Гороховой».

«Кассир.ру»

Company profile

Агентство по продаже билетов «Кассир.ру» основано в 1999 году. Занимается реализацией билетов на развлекательные мероприятия. Работает в 35 регионах и в более чем 70 городах России, имеет 300 собственных точек продаж, в которых работают около 700 человек, а также более 100 точек партнерской сети по России. По заявлению компании, является крупнейшим билетным оператором Восточной Европы и объединяет компании по продаже билетов в Прибалтике, Украине, Казахстане и Белоруссии. Входит в один из крупнейших медиахолдингов Санкт-Петербурга — корпорацию PMI («Петербургская музыкальная индустрия»), принадлежащую бизнесмену Евгению Финкельштейну. В июле 2018 года онлайн-провайдер розничных финансовых услуг Тинькофф-банк приобрел долю в компании. Теперь, по данным Kartoteka.ru, 55,87% компании владеет Евгений Финкельштейн, 15% — промоутер Надежда Соловьева, а 29,13% — Тинькофф-банк. Оборот «Кассир.ру» за 2018 год превысил 11 млрд руб.

Интервью взяла Валерия Лебедева

По материалам: kommersant.ru

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)